Европейский суд в рамках Совета Европы Европейский суд по правам человека в Страсбурге - решения, постановления, жалобы, процедура, состав

Европейский суд по правам человека - жалобы

Главная arrow Новости arrow Аул, которого нет четверг, 02 октября 2014   карта сайта
Главная
Новости
Законодательство
Решения
Информация
Ссылки
О нас
 поиск...
Последние материалы
Аул, которого нет Версия для печати
вторник, 21 сентября 2004

Документы по делу Рамадана Цея, выдворенного из Республики Адыгея в Турцию, направлены на рассмотрение в Европейский суд по правам человека.

Об этом сообщил майкопский адвокат Аслан Панеш, считающий гражданское дело своего подзащитного <политическим>. Формальным поводом для выдворения Рамадана стал <конфликт на религиозной почве>. В действительности же надо говорить о том, что косовские адыгейцы плохо пускают корни на родной почве.

Рамадан, в 1998 году перебравшийся в Россию вместе с соплеменниками из воюющей югославской провинции Косово, в то время изучал ислам в Амманском университете Иордании. Мог бы там и остаться, но совесть подсказала присоединиться к родственникам-беженцам. Прибыв на новое ПМЖ и впервые зайдя в мечеть, студент обнаружил немало вопиющих ошибок в действиях местных мулл и начал делать им замечания. Делал он их так долго и настойчиво, что дело дошло до рукоприкладства. Некоторое время спустя драка повторилась, но уже в паспортно-визовой службе, где ему не продлили вид на жительство. Скандал разрешился тем, что Рамадана отвезли в Краснодарский аэропорт, где посадили в самолет, отправляющийся в Стамбул.

Мафэхабль (<счастливый аул>) - название поселка, выстроенного для адыгейцев-беженцев шесть лет назад в чистом поле близ Майкопа. Сразу 200 иностранных граждан переехали в маленькую республику, не отличавшуюся ни высоким уровнем жизни, ни реальной возможностью трудоустроиться. Вряд ли репатрианты, бежавшие от войны, представляли себе, где окажутся. Россия в тот момент была для них спасительницей - и только.

Практически все репатрианты в Югославии были фермерами, жили в достатке. В первую очередь спасали от бомбежек сельхозтехнику. В Адыгее им обещали землю и слово сдержали. Но мини-трактора, порхавшие в Косово на песчаниках, тяжелого кубанского чернозема осилить не смогли. Да и плодовые деревья почему-то не захотели на новой земле приживаться - то ли ветра сквозные виноваты, то ли та же земля.

В Мафэхабле 19 двухэтажных домов, образующих три короткие улицы - Косовскую, Российскую и улицу Мира. На немногих приусадебных участках посажена в основном кукуруза. И скромные цветочки возле домов, трепетно оберегаемые женщинами.

Улицы пустынны. Подхожу к одному из домов. Молодая хозяйка на сносном русском объясняет мне, что с журналистами у них разговаривают только мужчины. И раздраженно добавляет: <Толку-то, что вы пишете! Лучше нам все равно не становится>.

Какая знакомая фраза, отмечаю про себя. Чисто российская...

Мужчина, копающийся в двигателе автомобиля, вежливо, но твердо объясняет, что со мной разговаривать не будет - на то есть старшие. <Старейшины?> - уточняю. <Нет, Центр адаптации>. Однако через два дома встречаю приветливую девушку, легко соглашающуюся на беседу.

Зовут ее Суриет, ей двадцать, она учится в университете. Как из-под земли вырастает ее дядя Мухаммед - единственный из здешних мужчин, кто имеет <чистую> работу переводчика с арабского в ливийском культурном центре, зарегистрированном в Майкопе.

Корень всех бед, по его словам, - проблема гражданства. До последнего времени переселенцы имели только вид на жительство, а значит, полный набор ограничений в правах. Косовские адыгейцы не могли трудоустроиться, получить участки под строительство, их дети не имели права поступать на бюджетной основе в высшие и средние специальные учебные заведения. Страна, спасшая этих людей от гибели, быстро забыла о них. Особенно после смены правительства Адыгеи. Общеизвестно: всякая последующая власть считает неправильным все то, что делала предшествующая. С огромным трудом гражданство кое-кто из <косовцев> получил, но далеко не все. После принятия нового федерального закона получить его будет еще труднее. Во-первых, для этого придется сдать экзамен на знание русского языка, учить который некогда. Во-вторых, отказаться от югославского гражданства, на что, как заверила меня сотрудница паспортно-визовой службы, жители аула Счастливого нипочем не согласятся.

Вообще-то аула под названием Мафэхабль нет в природе. Вернее, в природе он - три улицы, 19 домов - есть, а вот в реестре населенных пунктов Адыгеи аул не числится. Прописаны живущие здесь по-прежнему в Майкопе, в том самом общежитии, куда их поначалу заселили. Что собой представляет прописка в <общаге> - нашим соотечественникам, кто бы они ни были, где бы ни жили, разъяснять не надо. Глава администрации Майкопского района Николай Янушкевич, на чьей территории расположен <аул-призрак>, о его будущем ничего сказать не смог. В 1998-м земельному участку, выделенному под строительство поселка, был присвоен кадастровый номер. Несколько раз райсовет обращался в республиканский парламент с просьбой о придании реального статуса аулу. Но ответа оттуда так и не последовало.

Забытый аул. Аул-призрак счастья.

Нет, иногда про них вспоминают. Президент республики Хазрет Совмен выделил Мафэхаблю 300 тыс. рублей из личных сбережений. На мечеть. А министр труда и социального развития Республики Адыгея Байзет Снахов заверил меня, что распоряжение главы администрации Майкопского района по поводу включения аула Мафэхабль в реестр населенных пунктов будет подписано со дня на день. Поживем - увидим.

Что до исторического общежития, бывшего детского садика, с которого начались злоключения косовских адыгейцев в России, до сих пор в нем живут пять семей. Те, для кого не хватило денег на строительство домов.

Из них лишь один человек хорошо говорит по-русски - 11-летний Бурхан. Когда мы приехали, на нем была длинная юбка, и он ходил, будто танцевал, аккуратно оттягивая ее вперед двумя пальцами. На мой недоуменный взгляд Бурхан объяснил с гордым спокойствием: <Мне обрезание сегодня сделали>. <Поздравляю>, - смутилась я, не представляя, что полагается говорить в таких случаях.

Бурхан проводил меня к одной из комнат общежития и ушел. Я постучала. Мне открыл мужчина лет сорока. Долго рассматривал мое журналистское удостоверение, улыбнулся, но свое имя так и не решился назвать. И вообще был настолько осторожен, что я почувствовала себя агентом иностранной разведки.

Между общими фразами, вроде <Я верю, что жизнь в Адыгее скоро будет очень хорошая!>, он вдруг забывался и сетовал на то, что работы постоянной нет, хотя по профессии он повар высокой квалификации, впору ресторан открывать. И почти все мужчины, приехавшие вместе с ним из Косово, живут так же: работают грузчиками, подсобниками, шабашниками. Да и платят им всем очень мало. Гораздо меньше, чем местным.

У моего безымянного собеседника за эти шесть лет родились трое детей, жена сидит с ними дома, живут в одной маленькой комнатке. <Как же вы живете?> - не удержалась я. - <Как все:> - <А тянет ли вас на родину, в Югославию?> - <Моя родина здесь, - ответил собеседник. - Здесь теперь мои родители, братья, дети. А там, в Югославии, уже ничего нет. А было все: большой дом, земля, деньги: Счастье было, пока беда не пришла...>.

Хорошенько подумать, так вопрос о счастье, как и вопрос о том, что такое родина, сегодня остро стоит не только для двухсот <косовцев>. Пожалуй, что для всей России, где вынужденных переселенцев день ото дня все больше, но счастья на новых местах, там, куда они бегут, отчего-то не прибавляется.

Справка <НИ>

Адыгейцы, адыгэ (самоназвание) - коренное население Адыгеи. Так же как и кабардинцы, и черкесы, - потомки автохтонного населения Северо-Западного Кавказа. После территориального обособления в XIII - XIV вв. кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных адыгейцев. Социальное развитие адыгейцев в средние века протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам удалось ограничить права дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы) управлялись князьями. С 1820-х годов правительство России начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъем освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгейцев и процесс их внутренней самоорганизации. Последние очаги сопротивления адыгейцев были подавлены в 1864 г. Несколько сотен тысяч адыгейцев в 1860-е годы были депортированы и рассеялись по странам Ближнего Востока, меньшая часть переселилась в равнинные районы. Согласно последней переписи населения, в России проживают 129 тыс. этнических адыгейцев.

"Новые известия"

 

 
Европейский суд по правам человека - жалобы. Юридические услуги по составлению жалоб в Европейский суд по правам человека. © 2004 Все права защищены.
Регистрация товарного знака Лицензии связи, Регистрация фонда   Регистрация СМИ быстро   Право Европейского Союза и европейское право   Регистрация СМИ надежно : регистрация газеты, регистрация сайта как СМИ, регистрация радио.
Rambler's Top100