Ведущий: Расскажите, пожалуйста, об основных этапах прохождения жалобы в Европейском Суде по правам человека. Какие примерные сроки производства существуют на каждом этапе рассмотрения? На каких этапах допустимо использование русского языка, а на каких обязателен английский или французский? Вопрос от Алексея.

 

Лаптев П.А.:

Я отдельно остановлюсь на каждом этапе прохождения жалобы в Европейском Суде. Заявитель направляет свое обращение или жалобу в Европейский Суд на русском, английском, французском и других государственных языках участников Конвенции.

Кстати, часто спрашивают о том, можно ли обращаться на других языках народов России. Ответ однозначный — нет, только на государственном языке страны-участника Конвенции. У нас были обращения на украинском языке против России. Были обращения на русском языке, скажем, против Голландии, Латвии и других стран.

Первый этап — это переписка. Она осуществляется по следующему правилу: заявитель обращается на своем языке, и ему отвечают на этом же языке. Это первый этап, на котором сообщается, что жалоба получена. Кстати, многие заявители считают, что жалоба сразу же принимается к рассмотрению. Это не так. Жалоба просто получена и зарегистрирована. Второй этап — рассмотрение жалобы в общем смысле на предмет соблюдения правил Конвенции. Например, правила «Шести месяцев», то есть прошло или не прошло 6 месяцев со дня вступления соответствующего решения национального суда в законную силу после рассмотрения дела в кассационном порядке. Иногда даже забывают обратиться в кассационную инстанцию и сразу же пытаются обратиться в Европейский Суд. И таких жалоб достаточно много. Приведу такую цифру: примерно 90 процентов обращений не выдерживают правил Конвенции, и остается где-то процентов 10. Это средний показатель.

Третий этап — коммуникация жалобы, пока не отвергнутой судом, властям соответствующего государства. Этот этап связан с ответами государства на доводы заявителя, иногда часть таких доводов уже отведена Европейским Судом по правам человека на предварительном этапе. На эти доводы государства заявителю предоставляется право дать свой встречный ответ. После этого рассматривается вопрос о приемлемости или неприемлемости жалобы, и лишь потом решается вопрос о ее рассмотрении по существу. Процедура занимает длительное время, поэтому, если вы считаете себя правым, проще и быстрее решить этот вопрос в надзорных инстанциях судов РФ. По меньшей мере, в три раза быстрее можно решить даже при первом отказе, например на уровне судьи областного суда. Средний срок рассмотрения жалобы в Европейском Суде по правам человека сейчас составляет 4-5 лет. Правда, если по ряду причин Европейский Суд не захочет рассмотреть это обращение быстрее. Сейчас наметилась такая тенденция в Европейском Суде, когда в отношении жалоб известных людей иногда применяется правило ускоренного судопроизводства. Я спрашиваю: Почему известные лица, имена которых мелькают в средствах массовой информации чуть ли не каждый день, имеют возможность на рассмотрение их обращений в ускоренном порядке, который, правда, тоже составляет 3-4 года, а жалобы, касающиеся детей, скажем, в связи с постановкой вопроса о процессуальных нарушениях, например в районном или областном суде, не имеют такого приоритета? На этот вопрос в Европейском Суде пока не ответили. Так что надеяться, что жалобы в отношении несовершеннолетних будут рассматриваться в ускоренном порядке, пока не приходится. Хотя, на мой взгляд, должно быть наоборот. Я считаю, что наши власти поступают правильно, когда особое внимание, например в реформе пенитенциарной системы страны, обращают на условия содержания в местах лишения свободы, прежде всего, несовершеннолетних. Я только что вернулся из воспитательной колонии в Тульской области. На мой взгляд, пенитенциарная реформа в воспитательных колониях имеет положительные сдвиги, большие, чем общая пенитенциарная реформа, хотя и там имеется прогресс. Но к детям все-таки нужно быть повнимательнее. В том числе к тем, которые совершили правонарушения.

 

Ведущий: Не кажется ли вам, что Европейский Суд по правам человека является в большей степени политическим институтом (иногда даже институтом давления), но не правовым? Спрашивает Яковенко Игорь Владимирович.

 

Лаптев П.А.:

К сожалению, Игорь Владимирович во многом прав. Как показало дело «Илашку и другие против Молдавии и России» и дело «Шамаев и 12 других против Грузии и России», элемент политизации бывает достаточно силен в процедурах Европейского Суда по правам человека. Это печально. Политизация — главная опасность для Европейского Суда по правам человека. Ведь принцип деполитизации прав человека — это основополагающий принцип этой отрасли международного и европейского права. Печально, когда вопросы по Приднестровью пытаются решить с помощью Европейского Суда по правам человека. По делу Илашку следует обратить внимание на обоснованное особое мнение судьи А.И. Ковлера, избранного от Российской Федерации, которое было опубликовано в ‘Российской газете’ 10 июля 2004 г., а затем размещено на ее сайте. Если по делу Илашку мы не могли принести протест, (ибо постановления Большой палаты не пересматриваются) то в отношении дела Шамаева будет принято решение в установленные Конвенцией сроки о принесении протеста.

 

Ведущий: Видите ли Вы роль и место конституционной юстиции (Конституционного Суда Российской Федерации) в построении гражданского общества в России? Возможна ли постановка вопроса о формировании гражданского общества в РФ в полном смысле этого слова? Вопрос задает Орлов А. В.

 

Лаптев П.А.:

Роль Конституционного Суда в формировании гражданского общества и построении правового государства в нашей стране очень велика. Конституционный Суд использует прецедентную практику Европейского Суда по правам человека. Рекомендую обратиться к сборнику ‘Европейские правовые стандарты в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации’ (М., Юридическая литература, 2003), где опубликованы постановления Конституционного Суда со ссылками на постановления Европейского Суда по правам человека. Конституционный Суд во многом реализует принцип двустороннего движения в наших отношениях с Европейским Судом по правам человека. Недавно председатель Конституционного Суда Валерий Дмитриевич Зорькин выступал на открытии юридического года в Европейском Суде по правам человека, и многие затрагиваемые им темы явились откровением для ряда судей Европейского Суда по правам человека. Постановка вопроса по конкретным проблемам, включая, например, проблемы конфискации имущества, доступа к европейскому правосудию — очень важные моменты. Я надеюсь, что в будущем многие вопросы до обращения в Европейский Суд по правам человека будут проходить через Конституционный Суд России. По крайней мере, ни наша Конституция, ни европейские стандарты этого не исключают. Так происходит, например, в Германии. В Европейский Суд по правам человека нельзя обратиться по определенной категории дел, пока не пройдешь процедуру Федерального Конституционного Суда Германии. Конституционный Суд России учитывает в своей работе практику Европейского Суда по правам человека по правам человека, и конкретные дела об этом свидетельствуют.

 

Ведущий: В 1990-х годах в российском обществе и среди экспертов Совета Европы велась оживленная дискуссия о роли и месте прокуратуры в обновляемом российском государстве. Особенно остро этот вопрос затрагивался в связи с наличием заключения Парламентской ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы, где говорилось об ожидании принятия Россией новых законов о статусе, роли и месте прокуратуры, в частности в уголовном судопроизводстве, с целью приведения этих законов в соответствие с жесткими европейскими стандартами. С тех пор многое изменилось, в России проведена ревизия уголовно-процессуального законодательства, которое, претерпев значительные изменения, совершенствуется до настоящего времени. Проведена также административная реформа. Изменились и функции прокуратуры. В связи с этим было бы интересно узнать Вашу точку зрения по вопросу о том, приведено ли российское законодательство о прокуратуре в соответствие с европейскими стандартами к настоящему времени. Имеются ли в рамках Совета Европы стандарты, касающиеся вопросов деятельности, организации, функций прокуратуры и прокурорского надзора, либо эксперты СЕ имели в виду общие европейские стандарты в области прав человека, вытекающие из конвенций СЕ и решений Европейского Суда? Спрашивает Чумаков А. В.

 

Лаптев П.А.:

К сожалению, понять роль и место прокуратуры и Совету Европы, и Европейскому Суду по правам человека удалось не сразу. Мне пришлось долго доказывать, что прокуратуру создал не В. И. Ульянов-Ленин, а Петр Великий, и было это почти 300 лет назад. В 1917 году большевики ликвидировали старую прокуратуру и, оказавшись в тупике, в 1922 году вынуждены были исправлять собственную ошибку, создавая прокуратуру советскую. Только это было не рождение, а, по меньшей мере, возрождение прокуратуры, но никак не ее основание. А прокурорские традиции — это российские традиции, это российская культура, правовая культура. Прокуратура является одним из институтов защиты прав человека. Думаю, что европейские стандарты так или иначе учитываются и будут учитываться в деятельности российской прокуратуры. Думаю, роль прокуратуры постепенно будет возрастать. Несколько лет назад резко сократились функции прокуратуры по гражданским делам. С одной стороны, это требование Совета Европы. Но смотрите, что получилось. Если раньше граждане могли бесплатно обратиться к прокурору за защитой, например, своих трудовых и имущественных прав и прокурор предпринимал соответствующие процессуальные действия в суде, то сейчас те же граждане вынуждены идти к адвокату и платить достаточно большие суммы гонорара. Прокурорские возможности в гражданском процессе сейчас ограничены. Я думаю, что это положение необходимо проанализировать самым внимательным образом. Главное, исходить из критерия необходимости защиты интересов российских граждан. Прокуратура — мощный институт, который пока еще не полностью используется гражданами РФ для защиты своих интересов.

 

Ведущий: У меня практический вопрос. Каким образом можно заявить в Европейский Суд ходатайства, касающиеся рассмотрения конкретного дела. Ведь данные вопросы на основании правила 32 Правил Суда решает Председатель Европейского Суда? Спасибо. Смирнов С. И.

 

Лаптев П.А.:

Для этого необходимо изучить приложения к Регламенту Европейского Суда по правам человека, где имеются соответствующие практические инструкции по составлению состязательных документов. С этим можно ознакомиться на сайте Европейского Суда по правам человека, а также в ближайшее время — и на сайте ‘Гаранта’.

 

Ведущий: Следующий вопрос задает Гусейнов Хасан Таирович: Моя мечта работать помощником судьи Европейского Суда по правам человека. Если она реальна, что необходимо для этого сделать?

 

Лаптев П.А.:

Должности помощника судьи Европейского Суда по правам человека не существует. На определенном этапе рассмотрения вопроса по так называемому Протоколу 14 мы предложили рассмотреть вопрос о том, чтобы каждый судья имел помощников. Пока этого нет. К сожалению, мало кто из юристов, работающих в Секретариате Европейского Суда по правам человека, имеет практику работы в суде, прокуратуре, адвокатуре соответствующего государства. Автору вопроса я рекомендую обратиться в соответствующий Департамент кадровых ресурсов Секретариата Совета Европы. Государство не направляет своих представителей для работы в Секретариате. Это индивидуальный конкурс, и этот вопрос решается без Уполномоченного соответствующего государства при Европейском Суде.

 

Ведущий: Имею ли я право при обращении в Европейский Суд по правам человека выступать от своего имени без защитника (адвоката) ввиду тяжелого материального положения, так как являюсь военнослужащим, а моя супруга не работает. Спрашивает Яковлев Игорь Владимирович

 

Лаптев П.А.:

Да, гражданин имеет такое право. Как правило, производство в Европейском Суде по правам человека на продвинутой стадии сопровождается адвокатом или представителем. Но были случаи, когда граждане непосредственно обращались в Европейский Суд по правам человека и даже выигрывали дела.

 

Ведущий: Какова роль решений Европейского Суда по правам человека в национальном законодательстве РФ? Можно ли считать Европейский Суд по правам человека высшей инстанцией для судебной системы РФ? Является ли это правомерным? Вопрос от Андрюшиной Дарьи Александровны.

 

Лаптев П.А.:

Европейский Суд не является высшей инстанцией для судебной системы России. Европейское судопроизводство является субсидиарным, и Европейский Суд не может отменить ни одно из судебных решений ни одного из государств-участников Конвенции, в том числе и России. Постановления Европейского Суда не являются частью законодательства РФ. Вместе с тем, как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», судам рекомендуется применять Европейскую конвенцию с учетом практики Европейского Суда. Такая же формулировка, например, содержится и в одном из постановлений Конституционного Суда Германии. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рекомендую изучить ст. 15 Конституции РФ и Постановление Верховного Суда России от 10 октября 2003 г.

 

Ведущий: В каком соотношении по юридической силе находятся правовые позиции, высказанные в прецедентах Европейского Суда, и правовые позиции, содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ? Каков порядок разрешения противоречий, если позиции Конституционного Суда не соответствуют по своему смыслу и духу правовым позициям Европейского Суда? Есть ли у национальных конституционных судов дискреция в вопросах, по которым однажды Европейский Суд вынес свое суждение? Спасибо. Архипов Денис Анатольевич.

 

Лаптев П.А.:

Частично я уже ответил на этот вопрос. Могу добавить, что у нас еще не возникало проблем, связанных с противоречиями между правовыми позициями Конституционного Суда России и правовыми позициями Европейского Суда. Я уже говорил о том, что любое решение национального суда, включая конституционное, Европейским Судом не может быть изменено, а Конституционный Суд учитывает правовые позиции Европейского Суда.

 

Ведущий: Меня как адвоката интересует следующий вопрос: Кто работает с жалобами из России? Два года назад мои клиенты получили отказ в приеме жалобы к рассмотрению в связи с пропуском срока, в то время как со дня кассационного рассмотрения гражданского дела не прошло 6 месяцев. Прочитав этот ответ, сложилось полное ощущение, что его составлял выходец из России, испорченный нашей судебной системой. Вопрос поступил от Клоповской Екатерины Ивановны.

 

Лаптев П.А.:

К сожалению, должен отметить, что ни один из сотрудников Секретариата, работающих по российским делам, не работал в судах или органах прокуратуры Российской Федерации. Это большой недостаток, что они плохо знают нашу судебную практику. И второе. В России, начиная от районного суда где-нибудь на Крайнем Севере и заканчивая Конституционным Судом, все судебные решения готовят судьи соответствующего суда. В отличие от нашего судопроизводства, в Европейском Суде решения, как правило за очень редкими исключениями, готовятся юристами Секретариата, а не судьями. Многие об этом не знают. В этом отличие европейского судопроизводства от российского. Думаю, что наша практика в этом плане лучше, как бы ее ни критиковали. И то, что ответ заявителю не был мотивирован, в этом большая проблема Европейского Суда по правам человека. Сейчас нельзя судить о том, кто был не прав в этой ситуации, так как по истечении одного года соответствующее досье Европейского Суда уничтожается, вопрос закрывается и т. д. Я такие вопросы задаю Европейскому Суду уже на протяжении ряда лет. К сожалению, многие не знакомы с судебной системой России. Думаю, если сотрудники Европейского Суда будут иметь предшествующий опыт работы в судебных органах России, таких ситуаций не будет.

 

Ведущий: Возможно ли обращение в Европейский Суд, если дело не рассматривалось в Верховном Суде России? Есть ли какая-либо пошлина за обращение в Европейский Суд? Если да, то каков ее размер?

 

Лаптев П.А.:

Никакой пошлины не существует. Если дело рассматривалось районным судом и в кассации оно, соответственно, рассмотрено Верховным Судом республики, областным, краевым судом или судом автономного округа, Московским городским или Санкт-Петербургским городским судами, то это Европейским Судом по правам человека считается окончательным решением. После этого можно обращаться в Европейский Суд. Если же дело рассматривалось по первой инстанции областным, краевым, республиканским судом, то рассмотрение дела в кассации в Верховном Суде, конечно, является обязательным для обращения в Европейский Суд. Я не исключаю, что по каким-то конкретным делам одновременно с производством в суде общей юрисдикции может возникнуть и вопрос конституционного правосудия (то есть тот же самый суд соответствующего уровня обращается с запросом в Конституционный Суд). Вот тут уж, пока Конституционный Суд не примет решение, говорить ни о чем нельзя.

 

Ведущий: Имеются ли в практике Европейского Суда прецеденты, которые вынесены по аналогичным делам, но с противоположным решением? Если да, то как разрешаются такие ситуации? Вопрос задает Карпова Ольга.

 

Лаптев П.А.:

К сожалению, имеются. Это так называемые двойные стандарты. Они хорошо прослеживаются в решении процессуальных вопросов. Мы стараемся не оставлять это без внимания. Идеальным было бы решение этой проблемы в новом Регламенте в форме международного договора. Думаю, что подобные случаи должны быть полностью исключены из практики Европейского Суда по правам человека. Зачастую разные палаты выносят два противоположных решения. Например, дело Банковича против стран НАТО и дело Илашку против Молдавии и России. Два стандарта. Один стандарт — для России, другой — для НАТО.

 

Ведущий: Каковы санкции Европейского Суда к странам, не выполняющим или саботирующим решения Европейского Суда по правам человека? В частности, будут ли применены Европейским Судом санкции в отношении Литвы и Латвии за невыполнение названными государствами решений Европейского Суда по правам человека? Дайте, пожалуйста, личную оценку действиям властей Латвии и Литвы в отношении русскоязычного населения. Достойны ли страны, где нарушаются права и свободы значительной части населения, быть членами Единой Европы? Гонузов Алексей.

 

Лаптев П.А.:

Рекомендую по этому вопросу ознакомиться с Постановлением Европейского Суда по правам человека по делу Сливенко против Латвии. Россия участвует в ряде дел в качестве третьей стороны по жалобам наших граждан против Латвии. Что касается дела Сливенко, то принимаются меры к тому, чтобы их права были в полном объеме восстановлены латвийскими властями. Это и право на возвращение квартиры, и право на проживание в Латвии, где живут престарелые родители Татьяны Сливенко, и право ее дочери — Карины Сливенко продолжить образование в Латвии. И, наконец, существует ряд других моментов, связанных с этим, которые не могут быть реализованы, пока семья Сливенко не вернется в Ригу, где родилась Карина, где остались ее друзья, знакомые и родственники. Это большая трагедия, и мы будем делать все, чтобы восстановить права семьи Сливенко.

Ведущий:

Спасибо, Павел Александрович, за интересные ответы. До свидания.

Оставить комментарий

Добавить комментарий